Эндшпиль в шахматах. Что делать, когда на доске мало фигур

Виды и основные принципы эндшпилей

Эндшпиль в шахматах. Что делать, когда на доске мало фигур

Виды и основные принципы эндшпилей
В теории шахмат эндшпиль обозначает завершение шахматной партии. В финальной части партии у игроков обычно три задачи. Остановимся на них подробнее, а также расскажем про виды эндшпилей и основные принципы успешной игры.

Что нужно делать в эндшпиле

Цель шахматиста на заключающей стадии игры: решить одну из трех задач, в зависимости от того, как именно партия перешла в эндшпиль:

  • Первая задача — реализация материального или позиционного перевеса для достижения победы. Если по результатам дебюта или миттельшпиля вам удалось завоевать лишние фигуры, в эндшпиле самое время использовать преимущество для финальной атаки.

  • Вторая задача — если преимущество на стороне соперника, то важно нейтрализовать перевес с его стороны и свести партию к ничьей.

  • Третья задача — если позиция примерно равна, можно попробовать достичь материального преимущества в эндшпиле.

Ближе к концу партии времени на часах остается не так много, поэтому решать выбранную задачу не так просто. Чтобы натренироваться играть в условиях цейтнота, проще всего играть блиц — быстрые партии, где эндшпиль наступает уже через минуту после первого хода.

Виды эндшпилей

Есть пять основных видов шахматного окончания:

  • пешечные — на доске остались только пешки и короли. Главные показатели при оценке пешечного эндшпиля: наличие или возможность создания проходной пешки, перспектива прорыва или подрыва, дефекты пешечной структуры, существование резервных темпов. Пик активного эндшпиля — образование у противника позиции цугцванга, когда любой ход ведет к ухудшению позиции.

  • коневые — присутствуют пешки, кони и короли. В таком эндшпиле угрозу коню могут составлять проходные пешки. В борьбе с ними он ставит препятствия на пути вражеского короля или проходной пешки. Есть два типа коневых окончаний, которые имеют практический концепт: конь только у одной стороны (он выступает против пешек) и наличие коня у обоих шахматистов.

  • слоновые — в таком окончании играют пешки, короли и слоны. Лишняя пешка в эндшпиле с преимущественным количеством пешек при одноцветных слонах обеспечивает победу в партии. Для этого шахматисту с лишней пешкой достаточно провести ее в ферзи, и при равных навыках игры у оппонента нет шансов помешать этому. При разноцветных слонах дело обстоит иначе — для выигрыша может не хватить и трех пешек, если противник построит «крепость» или блокирует пешки королем или слоном.

  • ладейные — шахматные позиции с пешками, королями и ладьями, которые на практике встречаются чаще других окончаний. Это связано с тем, что в середине партии проще разменивать ферзей и легкие фигуры: слонов и коней.

  • ферзевые — играют пешки, короли и ферзи. Ферзевое окончание с множеством пешек — редкость в шахматной партии. Они бывают сложные даже с равнозначным материальным раскладом — особенно при наличии общих проходных или с возможностью атаки короля небольшими силами. Оценка позиции ферзевого эндшпиля формируется наличием проходных пешек, степенью их совершенства, существующих пешечных недостатков и активности ферзя.
Также в зависимости от количества и качества имеющихся сил в классификацию эндшпиля входят смешанные окончания, оппозиция, слон против коня, ферзь против легкой фигуры, ферзь против ладьи, ладья против легкой фигуры. Более подробно об эндшпиле и не только рассказывает гроссмейстер Сергей Карякин в нашем мастер-классе «Как играть в шахматы».

Основные принципы эндшпиля

У каждого шахматиста свой стиль игры в финальной части партии, но есть общие правила:

1. Мобильность короля. В эндшпиле король участвует в игре так же активно, как и остальные фигуры. Королю по-прежнему нужна защита от мата, но действует на доске агрессивно. Гроссмейстеры выводят короля в центр для поддержания собственных фигур, а также для атаки противника.

2. Ладья позади проходных пешек. Если ведете пешку в ферзи, не размещайте ладью перед ней, иначе ее будет невозможно защитить.
Такую пешку не получится провести в ферзи — белая ладья должна находиться позади
3. Форсированные размены. Если у вас есть преимущество хотя бы в одну пешку, разменивайте как можно больше фигур. Чем меньше фигур на доске, тем больше шансов на победу.

4. Слоны сильнее коней. Слон и конь в шахматах условно оцениваются в три пешки, но в эндшпиле слон ценнее, потому что может контролировать большее количество клеток. Конь «бьет» максимум 8 полей, а слон — 13.

Часто силу игрока определяет именно умение играть в эндшпиле: если дебютные позиции можно заучить, а миттельшпиль — проскочить быстрыми разменами фигур, то финальная часть партии всегда уникальна.

Фигуры стоят непредсказуемо, а время на часах заканчивается, поэтому именно в конце партии шахматист демонстрирует свои навыки.
Редактор
Владимир Серов

Мастер-классы Mentors

Сергей Карякин
В возрасте 12 лет и 211 дней стал самым молодым гроссмейстером в истории, внесён в Книгу рекордов Гиннесса. В своем мастер-классе учит играть в шахматы.
Артём Оганов
Разработал метод компьютерного предсказания кристаллических структур «USPEX», который используют более 7100 исследователей по всему миру. Рассказывает, как научный подход помогает жить и работать продуктивнее

Подписка на статьи
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
© Mentors 2021