Фианкеттирование, «Ан пассан» и другие необычные шахматные термины

Сложные слова простым языком

Фианкеттирование, «Ан пассан» и другие необычные шахматные термины

Сложные слова простым языком
При изучении шахмат встречаются незнакомые слова. Значения некоторых можно понять из контекста, например, висячая пешка означает пешку, которая стоит одна и не защищена другими пешками. Но если слово заимствовано из французского или немецкого, раскрыть значение сложнее. В этой статье расскажем о терминах, которые полезно знать на любительском уровне.

Фианкеттирование

Фианкетто (фианкеттирование) — шахматный термин, который обозначает фланговое развитие слона в дебюте. То есть вывод слона на самую длинную диагональ под защитой «домика» из пешек. Например, слон b7 рядом с пешками a7, b6 и c7 или слон g2 в окружении пешек на f2, g3 и h2.
Фианкеттированный слон белых поддержкивает центральную пешку на e4
Цель фианкеттирования — установление контроля над центром доски с дальнего расстояния. Также фианкетто применяют для атаки или усиления пешечного центра. Если рокироваться в сторону фианкеттированного слона, то к королю будет сложнее пробраться, а после развития или размена слона над королем остается пустое поле, которое помогает сбежать от шаха.

Фианкетто используется в таких дебютах:

  • Каталонское начало,
  • Королевский гамбит,
  • Староиндийская защита,
  • Защита Святого Георгия,
  • Новоиндийская защита.

Есть пять видов фианкеттирования:

  1. Двойное. Развитие слонов происходит на обоих флангах.
  2. Расширенное. Если пешка перед конем продвигается на несколько полей вперед.
  3. Сдвоенное. Ферзь находится рядом со слоном, защищая его или усиливая давление по диагонали.
  4. Королевское. Развитие слона на королевском фланге (на поле g2 у белых или g7 у черных).
  5. Ферзевое. Выход слона на ферзевом фланге (поля b2 и b7).

Фианкеттирование слонов — один из основных стратегических планов игры в дебюте. Но стоит учитывать, что размен фианкеттированного слона может ослабить поля вокруг пешки.

«Ан пассан»: взятие на проходе

Взятие на проходе означает особый ход пешки — взятие пешки противника на поле, где она сделала двойной ход вперед. Предположим, ваша белая пешка атакует поле e6, а пешка соперника походила на два поля вперед: e7-e5. Таким образом, она перепрыгнула поле, атакованное вашей пешкой. В этом случае вы можете передвинуть свою пешку на e6, забрав пешку соперника.

Правило «ан пассан» появилось в шахматах в XV веке вместе с еще одним правилом, разрешающим перемещать пешку на два поля вперед. У взятия на проходе есть несколько особенностей:

  • Взять на проходе может только пешка.

  • Взятие пешки можно сделать только ответным ходом — сразу после хода соперника. Позже ее нельзя будет взять на проходе.

  • На два поля по вертикали может переместиться также ферзь и ладья, но на них не распространяется правило «ан пассан».

  • Брать пешку на проходе необязательно. В некоторых случаях «ан пассан» может оказаться грубой ошибкой.

Взятие на проходе часто используют в двух дебютах: Русской партии (1.e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 ed 4. e5 Кe4 5. Ф:d4 d5 6.ed.) и во Французской защите (1.e4 e6 2. e5…).

Чтобы узнать больше про шахматы и научиться играть как гроссмейстер, смотрите наш мастер класс «Как играть в шахматы». Ментор — чемпион мира по блицу и быстрым шахматам Сергей Карякин.

Цугцванг

«Цугцванг» переводится как принуждение к ходу. Это ситуация, в которой у соперника нет хорошего хода — любой ход как минимум ухудшает позицию, а то и ведет к потере фигуры.

Такая ситуация достигается за счет глубокого анализа партии и полного контроля над фигурами соперника, поэтому сравнительно часто встречается на высоких рейтингах. Например, на официальных соревнованиях в цугцванг попадали чемпионы мира Фишер, Капабланка, Ботвинник, Ласкер.

Цугцванг особенно часто достигается в эндшпиле, так как в заключительной части партии фигур меньше, а значит, их проще контролировать.

Термин «цугцванг» также используется в шашках, бильярде, керлинге и настольных играх.

«Армагеддон»

«Армагеддон» — финальная партия официального турнира по шахматам, которая разыгрывается, если на протяжении всего турнира победитель не был выявлен.

Например, за победу в партии шахматист получает одно очко, за ничью — половину очка. Если к концу турнира у двух шахматистов одинаковое число очков и они оба претендуют на первое место, то между ними разыгрывается еще несколько партий. Бывает, что по результатам дополнительных партий все равно получается ничья — в этом случае играется «Армагеддон».

Особенности «Армагеддона»:

  • белые получают 5 минут, черные — 4 минуты (в некоторых случаях белые получают 4 минуты, а черные — 3);

  • после каждого хода игроку добавляется 2 или 3 секунды начиная с 1-го или 61-го хода;

  • если после «Армагеддона» на доске ничейная позиция, победа присуждается игроку, который играл черными;

  • жребий решает, кто будет играть белыми, а кто — черными.

Некоторые гроссмейстеры негативно высказываются в отношении «Армагеддона», потому что партия получается не вполне честной. Однако федерация шахмат ФИДЕ пока что не придумала другого способа однозначно выявить победителя турнира.
Редактор
Владимир Серов

Мастер-классы Mentors

Сергей Карякин
В возрасте 12 лет и 211 дней стал самым молодым гроссмейстером в истории, внесён в Книгу рекордов Гиннесса. В своем мастер-классе учит играть в шахматы.
Артём Оганов
Разработал метод компьютерного предсказания кристаллических структур «USPEX», который используют более 7100 исследователей по всему миру. Рассказывает, как научный подход помогает жить и работать продуктивнее

Подписка на статьи
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
© Mentors 2021