Шахматные ловушки. Как не проиграть с самого начала партии

Чем отличаются ловушки в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле

Шахматные ловушки. Как не проиграть с самого начала партии

Чем отличаются ловушки в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
Ловушка в шахматах — это попытка предложить сопернику сделать выгодный ход, который на самом деле не такой уж выгодный. Например, ваш оппонент может якобы «прозевать» фигуру, а после того как вы ее возьмете, следующим ходом поставить мат. За внешней привлекательностью ловушка прячет скрытую угрозу, поэтому к любой ошибке соперника следует относиться настороженно.
Бывает, что соперник просто ошибается — не пытаясь поймать вас в ловушку. Но чем выше рейтинг оппонента, тем выше вероятность, что его ошибка на самом деле — это спланированная провокация.
Ловушки нужно отличать от комбинаций. Как правило, каждый ход комбинации вынуждает соперника реагировать определенным образом, например, уклоняться от шаха или спасать ценную фигуру. В ловушках же нет форсированных ходов: противнику лишь предлагается сделать «выгодный» ход, но он может и отказаться. Подробнее о ловушках рассказывает Сергей Карякин в нашем мастер-классе «Как играть в шахматы».

Шахматные ловушки в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле

Дебют. Ловушки могут появиться на любой стадии партии, но чаще всего встречаются именно в дебютах. Большинство дебютных ловушек уже известно, и в интернете легко найти обучающие видео, чтобы самостоятельно расставить фигуры на доске и проработать ловушку. Однако в партиях на высшем уровне встречаются домашние заготовки гроссмейстеров, которые ставят в соперника в непростое положение — особенно, если партия играется в режиме блица, когда игроки ограничены по времени.

Сложность с ловушками в дебюте заключается в том, что ходы, приводящие к ней, часто похожи на логичные и естественные. Их бывает непросто обнаружить, потому что ловушки возникают во время развития фигур, когда кажется, что угрозы сведены к минимуму.

Миттельшпиль. В дебюте ловушки часто бывают похожими друг на друга, но миттельшпиль — непредсказуемая часть партии. Поэтому и ловушки обычно уникальные. Фигуры всегда расположены по-разному, так что возможности для ловушек каждый раз новые.

Ловушки в миттельшпиле используют уязвимости соперника, которые появились на доске после дебюта. Например, открытые линии, слабозащищенные фигуры, отсутствие контроля центральных точек или подорванный фланг короля.

Эндшпиль.
В заключающей стадии игры вариативность ловушек ограничена, потому что на доске остается немного фигур. Однако они также остаются довольно опасными, например, Гарри Каспарову удалось дважды поймать компьютер Deep Blue в эндшпильную ловушку и выиграть партию, из-за чего разработчики изменили алгоритм машины для лучшего понимания стиля игры Каспарова.

Риск ловушки в эндшпиле особенно высокий. В дебюте шахматист, ставящий ловушку, рискует отстать в развитии, в миттельшпиле — потерять материальное или позиционное преимущество, а в эндшпиле — проиграть партию. Поэтому в финальной стадии партии следует особенно внимательно следить за ловушками: один неосторожный ход — и победа за соперником.

Как не попасть в ловушку

Чтобы не дать сопернику выиграть хитростью, достаточно скептически относиться к любой возможности с легкостью выиграть качество. Если вы играете против сильного соперника, партии с которым обычно не бывают простыми, то каждая его «неосторожность» может быть потенциальной угрозой.

Хороший способ натренировать глаз на поиск ловушек — решать шахматные задачки на сайте chess.com или lichess.org. Уделяя им по 15 минут в день, вы будете успевать ежедневно решать десятки задачек, что значительно повысит вашу способность распознавать паттерны и видеть угрозы с первого взгляда.

Разыгрывая ловушку в дебюте, шахматист рискует потратить ход впустую: если соперник не попадается на крючок, то ход будет выглядеть неуместно. Поэтому делайте быструю оценку ситуации на доске после каждого хода соперника, и сможете поставить оппонента в непростое положение.
Редактор
Владимир Серов

Мастер-классы Mentors

Сергей Карякин
В возрасте 12 лет и 211 дней стал самым молодым гроссмейстером в истории, внесён в Книгу рекордов Гиннесса. В своем мастер-классе учит играть в шахматы.
Артём Оганов
Разработал метод компьютерного предсказания кристаллических структур «USPEX», который используют более 7100 исследователей по всему миру. Рассказывает, как научный подход помогает жить и работать продуктивнее

Подписка на статьи
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
© Mentors 2021